Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»

Консультация для родителей «Какой труд доступен детям»

Все родители хорошо понимают, как привитьребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества -ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.

Родителям очень важно и полезно всяческипоощрять и закреплять у ребёнка стремление к самостоятельности. Не нужно делатьза ребёнка то, что он может сделать сам. Собираясь в д/с ребёнок долженодеваться сам, приспособьте специально для него полочку, чтобы было удобновзять самому расчёску, полотенце, зубную щётку.

Взрослым на первых порах хотелось бы всёсделать самостоятельно. Но нужно понять, что с предоставлением большейсамостоятельности в действиях будет формироваться потребность к трудовымусилиям, возникает ощущение своей причастности к общим семейным делам.

Приучая ребёнка трудиться, нужно бытьпоследовательным и требовательным, прежде всего к самим себе. Постоянный примертрудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательным к ребёнку.

Непосредственное участие ребёнка всемейных делах- непременное условие воспитания у детей трудолюбия. У ребёнкадолжны быть какие-то обязанности. С раннего возраста нужно поручать ему:сложить свою одежду, поставить обувь аккуратно, разложить ложки перед едой. Учитеобслуживать себя: умываться, одеваться. Конечно, случится, что ребёнок рукавазамочит, и воду прольёт, а вещи так сложит, что их приходится перекладывать.Прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения поручения, надо егообучить определённым действиям, показать их последовательность. Ведь, кажется,простые вещи - намыливание рук, вытирание их полотенцем, а у малыша неполучается. Обучите терпеливо его всем этим мелочам.

Позже можно требовать, чтобы ребёнокподдерживал порядок в своём игровом уголке. С раннего возраста приучайтеготовить с вечера одежду, проверять, не порвана ли она, всё ли в порядкесложено. Всё это, казалось бы мелочи, недостойные внимания, но с таких мелочейи начинает складываться аккуратность, организованность, собранность, которыетак необходимы ребёнку при дальнейшем обучении в школе.

У ребёнка должен быть круг своихобязанностей: убрать игрушки, заправить постель, помогать накрывать на стол иубирать посуду. Ребёнок вносит свой, пусть даже ещё маленький, незначительный вкладв общее дело. Ведь главное не в том, что помощь малыша пока неощутима, а в том,чтобы приучать его к мысли: папа и мама трудятся, и я должен трудиться. С этогоначинается чувство сопричастности к семейному коллективу, ответственности передним, трудовое общение ребёнка с нами, родителями.

Внимательно относитесь кподелкам детей, храните их. И пусть они не так красивы, но ведь приложеностолько стараний. Не нужно выбрасывать поделки или подарки, что сделаныребёнком с таким трудом, с любовью, он должен видеть, что результат его трудадостоин уважения.

Каковы бы ни были формы трудовойдеятельности, по которым родители привлекают своих детей, они должны соблюдатьследующие требования:

1. Труд должен быть для ребёнкаосмысленным.

2. Труд должен быть посильным для ребёнкаи в смысле напряжения, которое требует его выполнения, и в смыслеответственности.

Всеми мерами надо внушить ребёнку иутвердить в его сознании ту мысль, что выполняя трудовое задание хорошо иаккуратно, он приносит пользу всем, что он становится соучастником взрослых вих трудовой жизни, полезным, нужным членом семьи.

 Значение труда.

Нередко родители с огорчениемрассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняютпоручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно, по мере сил,обслужить себя; они пытаются любую работу переложить на маму, папу, бабушку.

В чём же дело? От природы ленивы эти дети?Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не прививалисвоему ребёнку ещё с раннего детства навыков трудолюбия, интерес и уважение кмоделям труда.

Необходимо с ранних лет приучать ребёнкатрудиться, вырабатывать у него полезные навыки, умение воспитывать подлиннуюлюбовь к труду.

Разнообразная, доступная по возрастутрудовая деятельность, вызывает у ребёнка физическое напряжение, повышаетжизнедеятельность, укрепляет его организм. В процессе труда у ребёнкаразвиваются мышцы, особенно кистей рук, совершенствование которых жизненнонеобходимо.

Хороший пример родителей в домашнем ипроизводственном труде оказывает на детей самое положительное влияние.Воспитывая у детей необходимые трудовые качества: папа и мама постоянно должныбыть образцом для их поведения. Если же взрослые не будут, например, кластьвещи на место, выполнять обязанности по обслуживанию семьи, вряд ли удастсядобиться воспитания этих привычек у ребёнка.

Уже с 4-5 лет дети особенно начинаютинтересоваться работой родителей. Нужно рассказывать детям о своём труде,приучать ценить труд взрослых, это поднимает авторитет папы и мамы.

У родителей нередко встречаютсязатруднения в приучении детей себя обслуживать, убирать игрушки. Для этогонужно со стороны родителей требовательный тон обращения, помощь и контроль,одобрение и аккуратность в работе, всё это имеет большое значение для трудовоговоспитания.

Виды труда.

В семье дети участвуют в различных видахтруда.

Самообслуживание: одевание, раздевание,уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью

Хозяйственно-бытовой труд: помощь взрослымв уборке квартиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли,уборка комнаты с помощью пылесоса, мытьё чайной посуды, сервировка стола;участие в приготовлении еды- мытьё овощей и фруктов, перебирание ягод,приготовление салата, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка иглажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.

Ручной труд: поделка игрушек из бумаги,дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток) ;ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых) ; шитьё одежды для кукол, вышивание,вязание крючком и на спицах.

Труд в природе: уход за комнатнымирастениями: полив, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход закомнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых,прогулка; посев овса (для попугая, черепахи, канарейки) ; выращивание рассадыдля высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадкарассады, заготовка семян.

 Как руководитьтрудовой деятельностью ребёнка.

Взрослый:

1. Определяет для ребёнка цель труда имотивирует её.

2. Показывает и объясняет приёмы трудовойдеятельности, даёт советы, выдвигает требования к технике, качеству выполнения,темпу работы.

3. Подключает ребёнка к своему труду,подаёт пример добросовестного отношения к делу, помогает советом, вопросом,оказывает практическую помощь в случае затруднения.

4. Оценивает поведение ребёнка, еготрудовые умения, усилия с точки зрения качества выполнения работы, напоминаниемо цели, направленности труда.

5. Читайте ребёнку художественные произведения о труде взрослых,организуйте наблюдение за трудовой деятельностью в ближайшем окружении,рассмотрите картины, отражающие труд людей, беседуйте с сыном или дочерью.

19 апреля 2022 в 16:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.