Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

2 слайд

Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

3 слайд

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

 Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

4с лайд

Пальчиковые игры бывают нескольких видов.

5 слайд

 Рассмотрим их.

6 слайд

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это  игры с использованием: массажных мячей, карандашей, прищепок и т.д.  Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.

 Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Группа игр с предметами


а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания:

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; 
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; 
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); 
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. 

б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по конечному результату (образцу); 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции; 
• выкладывание букв и цифр из веточек.

«Спички - невелички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное, чтобы не упали.


в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; 
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

• упражнения с поролоновыми губками(сжимание- разжимание)

•чудесный мешочек.

•игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев:  «Огород», «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация и оригами, лепка из пластилина и глины.

7 слайд

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Это игры, которые  побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру,  коллеги,  мы сейчас  с вами поиграем.

 Игра с речевым сопровождением. 
С веток ягоды снимаю 
и в лукошко собираю. 
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку. 
Ягод - полное лукошко! 
Я попробую немножко. 
(щепотку поднести ко рту) 
Я поем ещё чуть - чуть - 
легче будет к дому путь! 
Я поем ещё малинки. 
Сколько ягодок в корзинке? 
Раз, два, три, четыре, пять… 
(загибаем пальчики) 
Снова буду собирать! 
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. 
(загибаем пальчики) 
Вот кулак, а вот ладошка. 
(Показать кулак и ладошку) 
На ладошку села кошка и крадется потихоньку, 
(По ладошке перебирая пальчиками 
продвигается другая ладошка) 
Может, мышка там живет? 
Кошка мышку стережет. Мяу! 
(Как кошка царапать пальчиками ладошку, 
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) 

«Куклы на пальчике». Нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т.д.)

8 слайд

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»,

«Пальчики пошли гулять» и т.п..

«Пишем на ладошке» (можно на спине) Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.

9 слайд

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми .

10 слайд

Следующий вид – это пальчиковые кинезиологические игры или по- другому их называют «гимнастика мозга»

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец отогнуть в сторону, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки. 

11 слайд

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка».

12 слайд

Следующий видпальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

  В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно

Предлагаю поиграть в игру "Жирафы", "Часы"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

13 слайд

Основные принципы проведения пальчиковых игр:

•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Этапы разучивания игр:

14 слайд

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Полуторагодовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.

15 слайд

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

16 слайд

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы».

17 слайд

 Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

18 слайд

Стоит уделять большое внимание пальчиковым играм в разных видах деятельности. На занятиях по ФЭМП с помощью пальчиковой гимнастики обучаю детей счёту. На занятиях по развитию речи, например, «Путешествие колобка», можно  использую пальчиковую игру «Колобок», тем самым формируя слуховое восприятие, память и мышление.

С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащается словарный запас детей, развивается их воображение и речь.

На занятиях по рисованию можно использовать  пальчиковые гимнастики: «Красивые цветы», «Наши ручки», они нужны для расслабления кисти руки.

Вывод:

Очень важно использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

19 слайд

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием . У них развивается внимательность и способность сосредотачиваться

 

4 апреля 2021 в 08:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.