Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»

Консультация "Эксперименты с песком"


То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Часто родители ищут для своего ребёнка занятие, которое было бы связано с естественным, природным  материалом, было бы психологически по силам ребёнку. Такое занятие не нужно искать , оно всегда под рукой. Это игры и эксперименты с песком. Нет ничего проще песка, и в тоже время именно песок становится материалом для создания уникальных миров и умело сплетённых историй.

Песок – идеально «детский» материал. Ещё не умея говорить, ребёнок с его помощью способен выражать собственные мысли или воплощать сложные замыслы. Песок обладает способностью пропускать воду.  Поэтому многие специалисты утверждают, что он поглощает негативную энергию, повышает настроение,  улучшает психологический настрой , то есть создаёт благоприятные условия для развития и роста ребёнка.  Дети по природе своей – исследователи и необходимо помочь им делать открытия, дать возможность пробовать, искать, изучать, думать, размышлять, анализировать, делать выводы экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

 Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Вашему вниманию предлагаются опыты, которые  мы провели совместно с детьми в группе и на участке детского сада.

Опыты с песком

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 №1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

 

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 №3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

№4 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

№ 5«Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

№6 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

Какие фигурки получились?

Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

№7 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

  Песок – природный материал. Как часть природы он даёт человеку отдых, наполняет его энергией и желанием созидать. Он способен  быть лёгким, почти невидимым или крепким строительным материалом, мягким или плотным. Его главное достоинство в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Ребёнок, рисующий на песке или возводящий стены миниатюрного городка, чувствует себя настоящим творцом, в силах которого построить всё, что приходит ему в голову, без ограничений.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

6 октября 2020 в 17:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.