Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»
Консультация "Игра - подражание взрослым"Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Играя, дети не отражают буквально факты и события, взятые из жизни. Они могут фантазировать, многое домысливать, комбинировать, придумывать новое, строить, перестраивать. Воспитательная ценность игры в том и состоит, что она является самостоятельной деятельностью дошкольника: ребёнок сам ставит цель, задумывает тему, выбирает друзей для совместной игры, подбирает игрушки. В игре идёт отображение ребёнком стиля и способа жизни родителей, других взрослых в семье, в детском саду, их речи, поведения. С расширением кругозора ребёнка обогащается содержание его игр. Так, например, с поступлением в детский сад малыш начинает дома играть в «детский сад»: с куклами, животными проводит музыкальное, физкультурное занятия. Игра как самостоятельная детская деятельность не появляется сама собой. Формирование её идёт постепенно, по мере роста и развития ребёнка, приобретения им самостоятельности, игрового опыта, расширении знаний об окружающем. На третьем году жизни не все дети в одинаковой мере умеют играть, применять игрушки по назначению. У них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, непродолжительные. В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает с ней мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти действия она повторяет неоднократно. Мальчик возит купленную машину взад-вперёд по полу, перевозит игрушки, гудит. Небольшой жизненный опыт ребёнка быстро истощается в его незамысловатых действиях с игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет ещё самостоятельно применять в играх. Опыт использования их в игре малыши приобретают в совместных игровых действиях со взрослыми, которые показывают, как применять одну и ту же игрушку по - разному, в различных играх. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает новые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащает чувственный опыт, даёт представления о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать ребёнку игрушки по возрасту. Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребёнка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но и её педагогической ценностью. Для ценных в воспитательном отношении игр ребёнку нужны разные игрушки: образные (изображающие людей и животных), предметы домашнего обихода (посуда, мебель и др.), моторные, двигательные, конструктивные, строительные, дидактические - обучающие (матрёшки, башенки, мозаика и т.д.). Чем разнообразнее виды игрушек у младшего дошкольника, тем разнообразнее его игры. Это не значит, что у ребёнка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит детской игры, наоборот, приучает ребёнка играть без инициативы, без увлечения, небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам и девочкам. Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которых развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует и т. п.). Игры мальчиков только с машинами, игрушечным оружием обедняет игровой замысел, перевозбуждают ещё не окрепшую нервную систему детей. Не имея опыта игры с образными игрушками, мальчики и в детском саду больше играют с мальчиками. С девочками они не находят общей темы для игры. Это затрудняет их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей. В течение третьего года жизни у детей, особенно посещающих детский сад, появляется потребность играть вместе. Первый опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают, как можно играть с куклой, мишкой, любой образной игрушкой. Большой воспитательной ценностью обладают дидактические игры. Играя вместе со взрослыми, дети незаметно для себя обучаются выкладыванию узоров из мозаики, подбору парных картинок, последовательному нанизыванию колец башенки. В играх этого типа формируется чувственный опыт ребёнка, развивается речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Игры с дидактическими игрушками воспитывают у детей настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, формируют опыт совместной игры. Надо выдвинуть важное положение дошкольной педагогики о связи игры с трудом, даже если речь идёт о детях младшего дошкольного возраста. Поэтому так важно с самых ранних лет приучать детей к наведению порядка в игровом уголке. Но маленькие дети, наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки. Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех спать, игрушки тоже устали»; или:»Давай с тобой вместе играть в «магазин».Возьми корзину, ты будешь продавец. Я хочу купить у тебя игрушки для своего сына. Я буду называть их , а ты клади в корзину и подавай мне. Я унесу их к себе домой» и т. п. Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания маленького дошкольника в семье и в детском саду. 2 ноября 2019 в 20:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.