Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»

"Развивающая среда дома"

"И так как не может быть умственного развития без упражнения, ни упражнения без внешнего материала, на котором можно упражняться, то необходимо среду, окружающую ребенка, обставить средствами развития (заранее определенными и проверенными научными опытами) - и предоставить ребенку свободу самому развиваться при их помощи." Мария Монтессори

 1) Безопасность (актуально когда ребенок начинает ползать) Это когда вы твердо уверены, что без вашего присмотра ребенок не навредит своему здоровью: нет доступа к мелким, острым и бьющимся предметам, розеткам, окна заблокированы, шнуры электроприборов спрятаны, скатерть со стола стянуть не получится. Честно говоря, предусмотреть все невозможно, детишки мыслят иначе и всегда могут найти приключения, но все-таки взрослые должны максимально постараться обезопасить малыша.

 2) Здоровье (актуально всегда) Это проветривание квартиры, поддержания температуры и влажности воздуха. В идеале это место для детского спортивного комплекса, комплект мячей разного размера, обруч, массажная дорожка, гимнастическая палка. Организация ежедневного купания.

 3) Правильные игрушки (актуально всегда) Наверное главное, чтобы игрушки соответствовали возрасту или чуть-чуть опережали. Ну и естественно были безопасными и экологичными.

 4) Дидактические материалы - это все предметы, которые направлены на изучение того или иного предмета или развитие навыков. Например, карточки, плакаты, сенсорные коробки, материал для изучения цветов и форм, материал для развития мелкой моторики, развивающие пособия , лото, домино, кубики, паззлы

 5) Детская мебель и организация пространства (актуально +/- с 1,5 лет) - Стеллаж с низкими полками для книг(книг должно быть множество, с учётом возраста ребёнка, запоминающимися иллюстрациями и интересными сюжетами) и игрушек. - Маленький столик и стульчик - Табуретки-лесенки (например, в ванной, чтобы ребенок мог сам дотянуться до крана и помыть руки) - Маленький шкафчик или крючки для одежды Организация такой среды поможет Вам быть уверенными в том, что ребенок развивается в соответствии с его потребностями, гармонично и самостоятельно, где участие взрослого заключается в наблюдении и оказании помощи, только когда ребенку требуется, ведь главный девиз "помоги мне сделать это самому"

6) Уголок для творчества(краски, карандаши, восковые мелки,

 бумага, пластилин, цветная бумага и картон, природные материалы для поделок)  Хорошо приобрести мольберт, ВЫДЕЛИТЬ МЕСТО ДЛЯ ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

 7) Монтессори-материалы:  рамки-вкладыши, шнуровки, копилки, конструкторы,предметы для развития навыков повседневной жизни (щеточка для пола, совок, тряпочка для пыли, губка для посуды), сенсорные коробки, пирамидки, стаканчики с сыпучестью(песок, крупа)

  Когда вы видите, что у ребёнка пропадает интерес к какой-то игрушке/монтессори-материалу, его нужно просто убрать  на месяц-два, а потом вновь выставить, и она вызовет  интерес .

Для поддержания порядка должны быть установлены и соблюдаться определённые правила, например бережное обращение с игрушками и пособиями, возвращение их на место после игры и т.д.

Полезные ссылки:

О системе Марии Монтессори http://www.umka.by/methods/montessory.html Обзор книг по методике https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3053161 Создание среды домаhttp://www.babyroomblog.ru/wp/sozdanie_montessory_sredy_doma.html

 http://razvivash-ka.ru/neobhodimye-igrushki-dlya-rebenka-do-goda/  Может помочь магазин  Икеа в создании развивающей среды у вас дома

Перед тем, как начать создавать развивающую среду, стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту игрушек и игр. То, что останется после вашей ревизии, распределите по зонам развития (можно разложить по коробкам или ящикам, полкам, контейнерам. Наша задача - не только наполнить развивающую среду, но и научить ребёнка взаимодействовать с ней. По мере роста ребёнка, развивающая среда должна меняться, отражать актуальные для него задачи и интересы. Игрушки и игры должны сочетаться друг с другом в разных играх и занятиях, могли быть использованы в разном качестве в сюжетных играх и инсценировках.

Во всех занятиях и играх инициатива принадлежит взрослому, ребёнок-пассивный участник. Старайтесь максимум свободы действий отдавать в руки ребёнка, давайте ему возможность выбора игры, занятия..

12 ноября 2018 в 14:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.