Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»

Родительское собрание «Детские игрушки, книги и мультфильмы - формирование нравственных основ или разрушение психического здоровья"

03 октября [чт]

 С раннего детства ребенок использует образец поведения, которым служит образ родителей, героя мультипликационного фильма, сказки, вызвавший  у него эмоциональное переживание.

 Огромное влияние на развитие личности ребенка имеет игрушка и игра. ерез неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения .  Она вызывает существенные изменения в  психике ребенка. 

Игрушка – средство подготовки ребенка к жизни.

«Вспомним свое детство».

Чтобы лучше понять значение игры в социально-личностном  развитии ребенка предлагаю вам вспомнить свое детство. В какие сюжетно-ролевые игры вы играли ? Чем был ограничен сюжет вашей игры? Откуда вы получили образцы поведения ваших героев, информацию о том, что именно так надо действовать с этими предметами? (Ответы родителей)

Итак, вы  распределяли роли, обыгрывали поведение сказочных героев, используя знания, полученные из книг, мультфильмов, сказок, рассказанных вам родителями, бабушками и дедушками.

Более подробно остановимся на  сюжетно-ролевой  игре  «Дочки-матери». С какими куклами вы  играли? Вспомните пропорции тела кукол. У куклы малышки – пропорции тела как у ребенка. Такую куклу удобно держать, качать, «баюкать» -  обучаться поведению заботливой мамы.

Как вы думаете, можно обыграть образ мамы на взрослой женщине? Я имею ввиду современную куклу Барби.  (Мнение родителей). Получается, что ребёнок кормит, одевает, раздевает, укладывает спать взрослую женщину или взрослого мужчину, если это Кен.

Какую жизненную ориентацию для малышки символизирует собой эти пышные красавицы? Кто они – дочки? Подружки? Такую куклу как дочку ребёнок не воспринимает, установки на материнство не вырабатывается, так как нет эталона на материнство.  Скорее всего, девочка будет желать иметь татушку, туфельки и одежду как у куклы.

 Возьмём такую игрушку - вооруженный до зубов робот-убийца с искаженным злобой лицом.  Какую идею, какой образ, какую энергию она несет?  чему она научит вашего сына?

 

Вот несколько опасных детских игрушек:

Барби, говорящие пупсы, телепузики, набор доктора(с пластиковыми человеческими органами),резиновые монстры, электронные игрушки, компьютерные "стрелялки" и "войнушки"

Психологические и нравственные требования к игрушке

· Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие  в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.

· Игрушка должна давать возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.

К таким игрушкам относятся конструкторы, наборы для совместных игр, образные игрушки, пазлы, куклы, транспортные средства,, кубики.

Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, кошки, собаки и т.д. Самое главное достоинство мягкой игрушки – дарить нежность малышу. Эта особенность используется  психотерапевтами, психологами. Как показывает практика, мягкая игрушка способна «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза.

А по каким критериям вы подбираете игрушки для своего ребёнка?

(Высказывания родителей)

Важное место в жизни современных детей занимают  мультфильмы. Мультфильмы дают модели поведения персонажей. Герой, если ребенок соотносит себя с ним, не только вы­зывает сопереживание, но и становится объ­ектом идентификации и образцом для под­ражания. Даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов. К сожалению, далеко не всегда их качество и смысловое содержание соответствует возможностям их понимания и задачам развития ребёнка.

Вот несколько мультфильмов, которые нельзя показывать детям по мнению мам:

"Белка и стрелка" - "Безнадзорные дети, творящие бесконтрольно какую-то ерунду, в расчёте на то, что звезда-мама и папа, которого все боятся, придут, спасут и ничего им не будет."

"Щенячий патруль" - "Ребёнок становится невменяемым, агрессивным, дерганным. "

"Барбоскины" -" Совершенно непонятные мне отношения в семье: бесконечные пакости друг другу, шантаж, ябедничество и, в целом, странные ценности. О любви друг к другу и к родителям — ноль."

"Свинка Пеппа" - "Безобразно нарисованные персонажи, совсем никакого сходства с животными, доминирование матери в семье, мол, она разумная и если не она, все бы жили в луже. Авторитет отца напрочь упразднен, он как мебель и на потеху детям -  жалкое подобие семьи. "

"Маша и медведь" - "Несмотря на то, что сериал считается одним из самым популярных мультфильмов в России и за рубежом, ряд психологов говорят о его пагубном влиянии на детскую психику."

"Ми-Ми-Мишки" -" Достаточно сложный при своей кажущейся простоте мультфильм. В нём много разбитых кадров. Зрение и психика ребенка от этого устает."

Классификация признаков вредных мультфильмов:

1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред.

2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.

3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.

4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.

5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям.

6. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми.

Рекомендации родителям:

В соответствии с возрастными особенно­стями , для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки  с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы — жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов действий с природными явлениями, с ми­ром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных .В качестве характерных примеров произведений для младшего возраста могут быть сказки В. Сутеева («Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок» и пр.), Г. Цыферова («Паровозик из Ромашкова» и др.). Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Неоценимую помощь в становлении внутреннего мира ребёнка  оказывает общение с книгой. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

 Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, развиваются познавательные интересы и расширяется кругозор. Очень важно, чтобы взрослые умели правильно выбирать книжки. Проблема отбора книг для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики.

Хотелось бы услышать от вас, уважаемые родители, читаете ли вы своим детям книги, и какие из них предпочитают ваши дети.(Высказывания родителей)

 Многим из нас родители читали классику детской литературы, так почему бы не воспользоваться этим приёмом для воспитания собственного чада? Такие книги могут сблизить вас с ребёнком, ведь у вас появятся общие друзья, которых всегда можно обсудить.

Маленьким детям  не нужны длинные истории, в которых ребёнок легко может запутаться и забыть, с чего всё началось. В этом случае хороши сказки, в которых всё просто и понятно, книги с красочными картинками и минимумом текста. . Читать ребёнку можно не больше 15-20 минут. С 4-х лет -  обратите внимание на книги про животных ( дети в этом возрасте обожают и фотографии котят, и ядовитых скорпионов). Динозавры и самолеты также в приоритете.

Для детей старшего дошкольного  возраста интересна литература про таких же детей, как они сами. Приключения, путешествия, взаимодействие героев. Такие книги помогают ребёнку узнавать, что бывает у других ребят в жизни, как они справляются с различными ситуациями.

Существует хорошая современная литература, где действуют живые, похожие на нынешних детей современные герои, написанная сегодняшним языком. Но издатели боятся ее издавать большими тиражами, т.к. читатели боятся её покупать.

Приобретение  книг для ребенка является весьма ответственным делом.  Будьте, пожалуйста,  крайне внимательными при их выборе

Мы надеемся, что сегодняшний наш разговор, окажет вам пользу при выборе игрушек, книг и мультфильмов для ваших детей!

Критерии выбора игрушек


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.