Группа «Пчёлки«, БДОУ г. Омск «Детский сад № 241»

Родительское собрание "Компьютер в жизни дошкольника"

30 мая [чт]

«КОМПЬЮТЕР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА. 
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»


Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. И, конечно, взрослые не подозревают, что дети узнают из компьютера. Они не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени.

1. Почему так происходит?

Прежде всего из-за высокой познавательной мотивации, свойственной детям, которая выражается в их тяге ко всему новому; осознание уникальных возможностей применения современных информационных технологий для познания, общения или развлечения. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных психологических проблем и затруднений у детей (особенно одарённых), – к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими.

Есть семьи, где родители буквально погружены в мир Интернета, они не только не могут уделить внимание детям, помочь им, они сами нуждаются в помощи.

Опасна ли увлечённость информационными технологиями детей и родителей для их психического здоровья и развития? В какой момент такая увлечённость начинает становиться чрезмерной и избыточной?

-  Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых пользуется теми сервисами Интернета, которые связаны с общением. Российский врач-психиатр, психотерапевт В. А. Бурова считает, что Интернет притягателен в качестве средства ухода от реальности. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и осознание своей анонимности, безнаказанности и возможности осуществлять фантастические желания. Это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью, а также чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. И последний пункт – это неограниченный доступ к любой информации.

2. Как понять, есть у ребёнка такая зависимость или ещё нет?

-  Вот общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребёнка:

• Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.

• Засиделся до ночи у компьютера.

• Приходит домой – и сразу к компьютеру.

• Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

• Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером и, наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.

• Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – прогулкам, домашним делам и т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.

• Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.

• Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

3.Как в таком случае помочь ребёнку?

-  Если семья полная – оба родителя должны сообща оказывать ребёнку поддержку, не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу о ребёнке, это эффективнее критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, как долго он пользуется компьютером; если он принимает это желание в штыки и(или) лжёт, такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребёнок не видит серьёзной ситуации.

Не стоит восстанавливать ребёнка против себя, наказывая его или устанавливая для него правила работы за компьютером: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант.

Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте – одно это способно иной раз разрушить приватность и секретность переписки в Интернете.

Полезно было бы постараться заинтересовать ребёнка чем-то ещё (так, театральная, танцевальная и другие студии могут оказаться альтернативой ролевой игры в Интернете).

Наконец, не следует пренебрегать помощью специалиста (детского психолога, психотерапевта), особенно если он компетентен в применении Интернета.

 Мнение эксперта.

Компьютерные игры приносят не только вред.

Плюсы.

Развивают:

– логику, мышление;

– память (все игры);

– внимательность, реакцию, сообразительность;

– знание иностранных языков;

– знание компьютера (все игры).

Минусы.

Нередко приводят:

– к психическим расстройствам;

– ухудшению зрения;

– развитию жестокости;

– ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;

– игровой зависимости.

Игровые программы успешно применяются с целью воспитания и развития дошкольников, необходимо лишь следовать простым рекомендациям:

• Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

• Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы, – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

• Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.

• Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

• Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и другое.

 Компьютер – лишь средство получения информации, и как им пользуется ребёнок, во многом зависит от родителей.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.